Структура издержек производства – представляет собой удельный вес ее составляющих (статей затрат в калькуляции). В зависимости от отрасли, структура себестоимости может сильно отличаться, например, энергоемкая себестоимость – в машиностроении, трудоемкая – в электронной промышленности, материалоемкая – в тяжелом машиностроении. В целом, на сегодня, промышленное производство Украины является в высокой степени энергоемким и требует реконструкции и модернизации.
Основные факторы, влияющие на структуру себестоимости:
— характер выпускаемой продукции;
— технический и организационный уровень производства;
— природные условия.
Структурирование издержек производства осуществляется с целью проведения их анализа для изыскания резервов из сокращения.
Основные правила анализа:
-нельзя получить существенную экономию по статье издержек, составляющей 1% от всех расходов предприятия;
-для получения 80% эффекта достаточно проанализировать 20% всех видов издержек (это известное в менеджменте «правило 80/20»);
-значительная, но неконтролируемая статья не всегда дает практическую возможность для экономии, например, социальные объекты;
-одновременно с учетом значимых издержек необходимо обратить внимание на те из них, которые можно постепенно снизить, и на те, которые интенсивно растут и могут достичь высоких значений в ближайшее время.
Основной тенденцией изменений в структуре себестоимости является уменьшение доли затрат на оплату живого труда и повышение затрат на овеществленный труд. Это связано с тем, что совершенствуется техника, технологии. Производство требует внедрения результатов НТП. Соответственно, должны увеличиваться затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией ОФ, снижение трудоемкости продукции, т.е. уменьшение доли затрат на оплату живого труда.
В мировой практике изменение в структуре издержек характеризуется ростом амортизационных отчислений, постоянных расходов, связанных с поддержанием бизнеса. Эти расходы обусловлены долговременной политикой предприятий. Имеет место также и тенденция к росту рекламных расходов с ростом сбытового аппарата, формирование отделов маркетинга. Увеличивается та часть постоянных издержек, которая связана с излишками площадей и мероприятиями по проведению НИОКР.