Выбор способа ценообразования и виды цены зависят от типа рынка:
-для рынка чистой конкуренции характерно ограничение роста цены, т.к. возможна замена товара потребителем на аналогичный товар;
-для рынка монополистической конкуренции характерен широкий диапазон цен, т.к. на нем много и покупателей и продавцов;
-для рынка олигополистической конкуренции характерен узкий диапазон цен и преимущественно политика их снижения, т.к. в нем мало продавцов;
-для рынка чистой монополии верхний предел цен может устанавливать государство либо сам продавец.

Определив базисную цену – цена на дату предложения, предприятие (в процессе многочисленных переговоров) устанавливает уровень базисной цены и другие коммерческие условия, которые меняются относительно первоначальных предложений. В контракте окончательно фиксируются:
— базисная цена и удельный вес составляющих её элементов (расходы на материалы, стоимость рабочей силы и неизменная часть цены);
— цены материалов и ставки зарплаты (или индексы цен) во время выполнения контракта; а также порядок определения этих величин для установленных периодов;
— источники изменений цен материалов и ставок заработной платы или соответствующих индексов цен.

Обычно, окончательная цена (Ц) зависит от изменения материалов и ставок заработной платы, устанавливается в виде следующей формулы:

где Цбаз – базисная цена;
А – доля в цене расходов на материалы;
В – доля в цене расходов на заработную плату;
С– неизменная часть цены;
а0 – базисная цена материалов;
b0– базисные ставки заработной платы;
а1– цена материалов за время выполнения заказов (период скольжения);
b1– ставки заработной платы за период скольжения.

При подписании контракта заказчик заинтересован в том, чтобы базисная цена была как можно ниже, т.к. соответственно меньше будет и скользящая цена (скользящая цена определяется в момент исполнения контракта через пересмотр договорной цены из-за изменений в издержках производства и применяется для продукции длительного изготовления).
Далее определяют Цmin и максимально допустимые затраты на 1.0 единицу продукции (партию) по формуле: